Владимир Шаинский когда-то казался мне человеком странным.
Я думал, что странно, когда тебе за девяносто иметь жену, которая младше тебя на сорок один год и рожать детей, увидеть которых взрослыми, у тебя очень мало шансов.
Он жил в США, а еще раньше жил в Израиле, где восхищал всех своим умением акробатически, стоя на одной ноге, пить водку.
Однажды его ловили на патрульном катере береговой охраны, потому, что он решил заняться дайвингом возле военных кораблей.
Фрик? Эпатажный старик? "Конечно да!"-отвечал я сам себе и был вполне удовлетворен этим ответом.
Внешне он похож на карлика, да и голос у него абсолютно лилипутский.
А потом я понял простую вещь.
Есть совсем немного людей в этом мире, не способных взрослеть. Только детям свойственна подобная непосредственность и нежелание думать о времени и старости, о том, что скажут или подумают о тебе другие люди. Они свободны от комплекса "общественного мнения", они радуются сегодняшнему дню.
Этому морю, этому солнцу, этим облакам, которые наверняка запляшут, этому кузнечику, который запиликал на скрипке.
Вы знаете, что он когда-то писал симфонии? Самые настоящие.
Вы в курсе, что он играл в оркестре у Утесова?
Мало кто об этом знает. И на то есть причина.
«Антошка«, «Песенка крокодила Гены», «Голубой вагон», «Вместе весело шагать», «В траве сидел кузнечик», «По секрету всему свету», « Песенка мамонтенка» и ещё невероятное количество детских песен, на котором рос и я, и мои дети, и будут расти ещё многие поколения.
Это предназначение Шаинского, суть его гения, за которую ему можно простить и стариковские странности, и неугомонные шалости маленького человека с большим детским сердцем.
Он был рожден для того, чтобы оставаясь всю жизнь ребенком, дарить себя же другим детям. Тем детям, которые умеют взрослеть, в отличии от него.
И дети взрослели и покидали мир, где поют "Ля-ля-ля, жу-жу-жу" и "Учат в школе". А Шаинский оставался.
Сегодня детских песен так уже не пишут.
А если и пишут, то до Шаинского этим песням катастрофически далеко. Может быть они и есть, но в детских садах и школах звучит « Спой мне песню ,перепелка перепелочка».
И наверное это хорошо.
P. s - Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве в еврейской семье. С 1936 года занимался по классу скрипки в музыкальной школе-десятилетке при Киевской консерватории, однако начавшаяся Великая Отечественная война прервала учёбу, и в 1941 году семья была эвакуирована в Ташкент.
Первый раз поездку в Израиль молодой Шаинский задумал в 1948, когда учился в консерватории, где впервые столкнулся с антисемитизмом. В Израиле начиналась война за независимость, и студент отправился записываться в еврейский антифашистский комитет, намереваясь далее попасть в израильскую армию, чтобы бороться за права евреев. Но этого не произошло – всех записали и отправили по домам, пообещав вскоре найти. Многих действительно вскоре нашли. И расстреляли. Шаинскому крупно повезло!
Несмотря на эту трагическую историю, желание композитора уехать в Израиль не пропало. Шаинский считает, что «евреи – лучший народ планеты, а вся планета перед евреями виновата – за бесконечные страдания миролюбивого народа… Евреи заложили основы человеческой морали, отношения к личности: ''не убий'', ''не укради'', – без которых нет нормального общества…».
Владимир Яковлевич Шаинский всегда тепло относился к еврейским праздникам и традициям. В 1993 году он приезжал в Подмосковье на еврейский молодежный семинар «Эш А Тора» и, сидя за роялем в носках разного цвета (не по убеждениям, а по рассеянности), исполнял свою новую тогда песню «Зажигайте субботние свечи / Сколько тысяч лет нас хранил их свет, зажигайте све-ечи!», положенную на красивый мотив в еврейском стиле.
© А.Гутин.